Яков СЫЧИКОВ. ПРИЛЕПИНСКИЕ ВАСИЛЬКИ


Какая прелесть, в сентябре у Захара под редакцией Елены Шубиной (а кого же еще?) выходит новая книжка, и уже надергали цитат для затравки! Конечно, это не самые перлы, перлы я вам сам надергаю, а то совсем свой обозревательный забросил канал. Но и по этим куцым кусочкам видна уже рука "мастера", обсудим, доебемся до гения? Например: 1. "Они считали себя носителями правды объёмной и важной настолько, что их конкретная жизнь на этом фоне становилась почти невесомой". Ну мы знаем, как любит Прилепин напустить тумана: мол, что-то умное сказал, а что сами разбирайтесь, а не понимаете, так тупые. Вот, я один не понимаю о чем тут речь? Нет, догадываюсь, конечно, но это не кроссворд, чтоб догадываться, а проза. Так что, личная их, конкретная жизнь не имела веса, потому что эту жизнь они наполнили чем-то тяжелым, объемным и важным? Видимо, настолько эта была правда, что эту правду даже в обычной конкретной жизни и применить не к чему? 2. "На крыше их машины сидел ангел, легко постукивая босыми пятками о лобовуху. Его потные, кудрявые волосы развевались на ветру. Вид у него был, как у ополченцев: слегка придурковатый. Иногда он разбрасывал — словно для объятия — руки, и наслаждался тем, как воздух проносится сквозь его тело". А вот это вообще действительно писал сорокапятилетний мужчина? Или все-таки девочка со второго курса филологического? Блядь, опять сексизм попер! Не, ну хорошо, я согласен на мальчика с первого курса филологического. Ах да, Прилепин тоже учился в филологическом, я вспомнил, тогда все правильно - мальчик. Просто мальчик повзрослел, а как писатель не вырос. Все тот же второкурсник. Кстати, отвратительно выбивается из образного ряда слово "потные" - и сразу накладывается на "ноги". Если волосы были потные, то, скорее всего, и ноги его были потные, и этот грязный, - а совсем не милый, - потный ангел сидел и по лобовухе шмякал своими потными пятками. 3. "Мужчина порой проживает огромную жизнь, порой — куцую, но этот вдохновенный, щекотный, удивительный комок в груди ощущает считанные разы. Когда идёт к любимой женщине. Когда уходит от нелюбимой женщины. И несколько раз посередине". Опять эти девичьи определения: "вдохновенный, щекотный, удивительный комок в груди". Опять же, за сорок пять лет можно было найти более точное определение своих чувств и ощущений, но что, блядь, за трепетный, то есть щекотный, комок в груди (кстати, удивился, что не "трепетный": Захар любит это слово. Ну, видимо, замусолил, вот и взял "щекотный")? Нет, это нормально, если это о половом созревании, когда в четырнадцать лет бежишь за парнем (или за девушкой), что твоя девка, пятки обсыкаешь... Кстати, почему в цитаты не попали обороты, вроде "что твой...", "что твоя...", без этих типа просторечных выражений Прилепин жить не может. А теперь их еще (да и не только их) копирует его подручный (прирученный?) рэпер-корреспондент. "И несколько посередине", - это он , понятно, на всякий случай добавил, для объективности. Где-то посередине что-то похожее, вроде этого, может быть. 4. "Он становился всё очерченней — все иные спутались и постепенно исчезли. Донбасская война нарисовала его. Появились морщины, линии рук, отпечатки шагов. Он обветрился, обтрепался. Теперь точно знал звук своего голоса. Посреди лица распустились степной пылью тронутые глаза. Когда Вострицкий этими глазами спустя четыре донецких года случайно увидел свои прежние фотографии — его почти замутило: словно он везде там был голый, белый и застигнутый врасплох". Так, ну здесь пошла растяжечка, чтоб книжку на "романс" растянуть, по пол строчки - и абзац. "Очерченней" он становился, в смысле - исчерченней? Раз война ему нарисовала морщины и линии рук? Кстати, линий рук и отпечатков шагов не было, если б не война? Да и морщины бы, наверно, не появились бы. "Обветрился, обтрепался", - ну, это бывает. Причем - и опять же - и без войны. Так в чем война-то поспособствовала, а? Живописец, ты наш (руки бы оторвать)? "Теперь точно знал звук своего голоса". Судя потому, что герой твой разваливается и стареет, он должен уже другие свои звуки точно знать: звук сыплющегося песка, например, звук пука старческого. "Посреди лица распустились степной пылью тронутые глаза". Какая красота, того и гляди у молодых читательниц наступит поэтический экстаз! А если серьезно, то все это - вот именно что - совсем и совсем не серьезно для... ну я уже говорил, для опытного сорокапятилетнего писателя, ведь это надо ж как-то умудриться еще так себя законсервировать, вечно молодой, вечно пьяный, инфантильный мальчик, посреди лица которого распустились мальчишеским задором тронутые глаза. Я думаю, если этот Вострицкий (это ж как всегда почти документальная проза будет, да?) не лишен природного чувства вкуса, то должен и сам оценить, каким вылепил его Прилепин васильком.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • zhmlogo
  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Facebook Social Icon

© 2020 Литературный оверлок